Обзор EchoNews #32: «О том, что действительно важно»
О чем вы говорили всю прошлую неделю? О том, как один там помощник главного редактора общественно-политической радиостанции осваивал новые старые методы провокаций в твиттере, условно называемые «демонстрацией голой задницы»? Кроме того, что провокация имела определенный успех, во многом, за счет участия сомнительных медиа-персон типа Соловьева, Варламова и Кононенко, можно еще заметить, что подобное было ожидаемо и много раз предсказывалось во время предыдущих эскапад помощника ААВ на сайте Эха. Ну то есть слушатели так и писали в комментариях, что с подобной тенденцией радиостанция скоро начнет привлекать внимание условной «демонстрацией голой задницы». А поскольку в недавнем интервью EchoNews Венедиктов объяснил, что нет никакой разницы меду публикацией сотрудником Эха в личном твиттере и в блоге на сайте, то технически предсказанная демонстрация состоялась.
О чем еще говорили? О том, что публикации интервью с помощником ААВ на сайте оскорбительны для сотрудников Эха? О том, что публичные откровения в русле «кто, что, с кем и сколько бухает на Эхе» унизительны и возмутительны? Увы, но и это происходит также в русле общей тенденции, для которой по определению характерно в каждом следующем витке превосходить свой предыдущий этап. Потому закономерно ожидать в последующих интервью ухода в окончательную и откровенную стилистику Лайфньюз с её пристрастием к низменному как наиболее нехитрому и эффективному способу набора рейтинга. Будут ли там подробности того, кто на Эхе с кем спит, кто с кем собачится и проч. - не знаю. Но утешаюсь одной лишь надеждой, что любые кризисы (в том числе и столь глубоко поражающие систему) заканчиваются, что буря пройдет, что Эхо переживет и этот, возможно, самый удручающий и кажущийся беспросветным эксперимент в своей четвертьвековой истории.
О чем-то еще говорили? Да и не важно. Вообще (и тут я абсолютно серьезно соглашусь с Венедиктовым), это всё не важно. Венедиктов традиционно вызывающе дуалистичен, старательно навязывая вышеописанную повестку дня для Эха и при том убеждая, что она для радиостанции не имеет никакого значения. Искренне недоумевая, зачем ААВ делает первое, я полностью разделяю его вторую позицию. Всё вышеописанное хотя и создает для цитируемости Эха довольно странный контекст, к самому радио не имеет ровным счетом никакого отношения.
А потому главное, что случилось с Эхом на прошлой неделе и обсуждение чего не было столь же активным, чтобы попасть в тренды твиттера, как это случилось с продуктами деятельности помощника ААВ — это запуск новой авторской передачи с Михаилом Веллером.
Пока не комментируя пилотный эфир Веллера (просто потому, что это принято делать после 3-4-ой передачи), необходимо отметить действительно важнейшую тенденцию последнего года. Во время старта несколько месяцев назад передачи «Один» с Дмитрием Быковым я уже писал о том, что на Эхе вновь обратили внимание на жанр, в котором до этого традиционно фактически монопольно работали Латынина и Пархоменко. Жанр, в известной степени, уникален, поскольку работает вопреки законам радио — монолог одного человека длительностью более 3 минут, как считается, трудно воспринимается слушателем. Держать внимание таким монологом целый час казалось фантастикой и, как известно, в этом плане Латынина совершила, своего рода, радийную революцию. Опровергая законы разговорного радио, Латынина на протяжении уже более 10 лет ведет часовую передачу в форме монолога без ведущих, почти без участия слушателей и имеет гигантский рейтинг.
- говорил в интервью EchoNews в 2013 году главный редактор. При этом отмечу еще раз, что долгие годы жанр был монополизирован двумя бессменными ведущими — казалось, что это их уникальная способность и больше никто не умеет, не может ТАК приковывать и держать внимание аудитории.
Так что в этом плане 2015 год становится прямо каким-то прорывным. Потому что на Эхе уже есть совершенно запредельный, драйвовый, талантливый концентрат идей и мыслей в лице Дмитрия Быкова. И вот теперь появляется Веллер. И на подходе, как мы знаем, еще есть люди. Вот он прорыв, вот он массированный переход в качество. Вот событие, достойное быть в трендах твиттера.
Сразу должен отметить, что тема исследования жанра, о котором подробнее пойдет речь ниже, является предметом моего пристального внимания последние пару лет точно. Два последних больших интервью с ААВ я начинал именно с этих тем (летом прошлого года я начал разговор с серии вопросов о передаче Латыниной, осенью этого — с обсуждения эфиров Быкова), выделяя их, таким образом, как приоритетные.
Жанр авторской персональной передачи открывает ведущих на Эхе с совершенно новых сторон. То, чего не дает раскрыть в спикере довольно жесткий формат «Особого мнения», где довольно принципиальную позицию обязан держать ведущий (по законам жанра перебивающий, спорящий, выводящий гостя из равновесия), получает развитие в авторских эфирах. Дмитрий Быков в «Одине» совсем другой по сравнению с Быковым в «ОМ». И по мне, первый Быков круче, просто принципиально круче. Это птица, выпущенная из клетки. Человек ведет эфир без посредников и без жестких ограничений по темам, имея возможность собирать собственную аудиторию с одинаково понятными и обоюдно близкими и ему, и ей духом, настроением, атмосферой. Безусловно, в таких авторских эфирах возникает определенная интимность, некая доверительная обстановка — ты не видишь всей этой толпы слушателей, тебе кажется, что Быков делится персонально с тобой своими литературными соображениями, Латынина доверяет персонально тебе откопанный чёрт знает где суперсекретный инсайд — всё это они рассказывают не какому-то дяде Пете, а персонально тебе.
Не только ты сам чувствуешь во время подобных эфиров какую-то едва уловимую химию - есть ощущение, что и ведущие, не скованные ничьим посторонним присутствием и не ограниченные в выборе и расстановке приоритетов по темам, ведут себя как-то иначе. Только что я писал, что Быков в «Одине» раскрылся совершенно с неожиданной (для его слушателей в «ОМ») стороны ведущего, не только страстно и заразительно говорящего о литературе, но и затрагивающего глубокие жизненные и философские темы. Это такой эфирный полет, определенное раскрепощение и вдохновение, которые способен дать именно прямой эфир и общение с аудиторией без посредников.
Обратная история, когда, например, к Латыниной в «Код доступа» подсаживали соведущих, была откровенно убийственна для её передачи. Юлия Леонидовна жутко сбивалась, нервно перескакивала с темы на тему и совершенно была неспособна затянуться получасовым монологом по истории варваризации Римской империи. Всё это доставляло ей явный дискомфорт, передававшийся и слушателю тоже. Как там у Пабло Пикассо было? «Искусство — это исключение ненужного». Великим Латыниной, Быкову или Веллеру, чтобы творить радийное искусство лишнее в виде соведущих и создаваемых ими тематических рамок точно не нужно.
Любопытно, что этот жанр формирует и еще один удивительный процесс — абсолютно естественным образом он селектирует аудиторию. Тот же «Один» Быкова почти сразу превратился в клуб интеллектуалов, где вопросы слушателей с каждым эфиром задают передаче всё более высокую планку.
Таким образом, этот уникальный жанр на основе синергии эффектов талантливого ведущего, прямого радиоэфира и безумной отдачи эховской аудитории генерирует сразу несколько эфирных феноменов. Нужно также понимать, что роль ведущего имеет решающее значение в том, насколько удачным будет результат, насколько будет достигнута эта незримая степень доверительности и, вследствие этого, привязанности к его передаче. Для ведущего это не просто амбициозная задача, дерзкий вызов — для него это еще и титанический труд. Не все новые ведущие будут справляться, что естественно. Но Венедиктов явно что-то нащупал и, похоже, будет копать эту тему дальше.
В любом случае, появление таких авторских передач — вот по-настоящему грандиозное событие. Ибо именно они являются важнейшим достижением, вершиной эволюции любого разговорного радио. >>
О чем еще говорили? О том, что публикации интервью с помощником ААВ на сайте оскорбительны для сотрудников Эха? О том, что публичные откровения в русле «кто, что, с кем и сколько бухает на Эхе» унизительны и возмутительны? Увы, но и это происходит также в русле общей тенденции, для которой по определению характерно в каждом следующем витке превосходить свой предыдущий этап. Потому закономерно ожидать в последующих интервью ухода в окончательную и откровенную стилистику Лайфньюз с её пристрастием к низменному как наиболее нехитрому и эффективному способу набора рейтинга. Будут ли там подробности того, кто на Эхе с кем спит, кто с кем собачится и проч. - не знаю. Но утешаюсь одной лишь надеждой, что любые кризисы (в том числе и столь глубоко поражающие систему) заканчиваются, что буря пройдет, что Эхо переживет и этот, возможно, самый удручающий и кажущийся беспросветным эксперимент в своей четвертьвековой истории.
О чем-то еще говорили? Да и не важно. Вообще (и тут я абсолютно серьезно соглашусь с Венедиктовым), это всё не важно. Венедиктов традиционно вызывающе дуалистичен, старательно навязывая вышеописанную повестку дня для Эха и при том убеждая, что она для радиостанции не имеет никакого значения. Искренне недоумевая, зачем ААВ делает первое, я полностью разделяю его вторую позицию. Всё вышеописанное хотя и создает для цитируемости Эха довольно странный контекст, к самому радио не имеет ровным счетом никакого отношения.
А потому главное, что случилось с Эхом на прошлой неделе и обсуждение чего не было столь же активным, чтобы попасть в тренды твиттера, как это случилось с продуктами деятельности помощника ААВ — это запуск новой авторской передачи с Михаилом Веллером.
Пока не комментируя пилотный эфир Веллера (просто потому, что это принято делать после 3-4-ой передачи), необходимо отметить действительно важнейшую тенденцию последнего года. Во время старта несколько месяцев назад передачи «Один» с Дмитрием Быковым я уже писал о том, что на Эхе вновь обратили внимание на жанр, в котором до этого традиционно фактически монопольно работали Латынина и Пархоменко. Жанр, в известной степени, уникален, поскольку работает вопреки законам радио — монолог одного человека длительностью более 3 минут, как считается, трудно воспринимается слушателем. Держать внимание таким монологом целый час казалось фантастикой и, как известно, в этом плане Латынина совершила, своего рода, радийную революцию. Опровергая законы разговорного радио, Латынина на протяжении уже более 10 лет ведет часовую передачу в форме монолога без ведущих, почти без участия слушателей и имеет гигантский рейтинг.
- говорил в интервью EchoNews в 2013 году главный редактор. При этом отмечу еще раз, что долгие годы жанр был монополизирован двумя бессменными ведущими — казалось, что это их уникальная способность и больше никто не умеет, не может ТАК приковывать и держать внимание аудитории.
Так что в этом плане 2015 год становится прямо каким-то прорывным. Потому что на Эхе уже есть совершенно запредельный, драйвовый, талантливый концентрат идей и мыслей в лице Дмитрия Быкова. И вот теперь появляется Веллер. И на подходе, как мы знаем, еще есть люди. Вот он прорыв, вот он массированный переход в качество. Вот событие, достойное быть в трендах твиттера.
Сразу должен отметить, что тема исследования жанра, о котором подробнее пойдет речь ниже, является предметом моего пристального внимания последние пару лет точно. Два последних больших интервью с ААВ я начинал именно с этих тем (летом прошлого года я начал разговор с серии вопросов о передаче Латыниной, осенью этого — с обсуждения эфиров Быкова), выделяя их, таким образом, как приоритетные.
Жанр авторской персональной передачи открывает ведущих на Эхе с совершенно новых сторон. То, чего не дает раскрыть в спикере довольно жесткий формат «Особого мнения», где довольно принципиальную позицию обязан держать ведущий (по законам жанра перебивающий, спорящий, выводящий гостя из равновесия), получает развитие в авторских эфирах. Дмитрий Быков в «Одине» совсем другой по сравнению с Быковым в «ОМ». И по мне, первый Быков круче, просто принципиально круче. Это птица, выпущенная из клетки. Человек ведет эфир без посредников и без жестких ограничений по темам, имея возможность собирать собственную аудиторию с одинаково понятными и обоюдно близкими и ему, и ей духом, настроением, атмосферой. Безусловно, в таких авторских эфирах возникает определенная интимность, некая доверительная обстановка — ты не видишь всей этой толпы слушателей, тебе кажется, что Быков делится персонально с тобой своими литературными соображениями, Латынина доверяет персонально тебе откопанный чёрт знает где суперсекретный инсайд — всё это они рассказывают не какому-то дяде Пете, а персонально тебе.
Не только ты сам чувствуешь во время подобных эфиров какую-то едва уловимую химию - есть ощущение, что и ведущие, не скованные ничьим посторонним присутствием и не ограниченные в выборе и расстановке приоритетов по темам, ведут себя как-то иначе. Только что я писал, что Быков в «Одине» раскрылся совершенно с неожиданной (для его слушателей в «ОМ») стороны ведущего, не только страстно и заразительно говорящего о литературе, но и затрагивающего глубокие жизненные и философские темы. Это такой эфирный полет, определенное раскрепощение и вдохновение, которые способен дать именно прямой эфир и общение с аудиторией без посредников.
Обратная история, когда, например, к Латыниной в «Код доступа» подсаживали соведущих, была откровенно убийственна для её передачи. Юлия Леонидовна жутко сбивалась, нервно перескакивала с темы на тему и совершенно была неспособна затянуться получасовым монологом по истории варваризации Римской империи. Всё это доставляло ей явный дискомфорт, передававшийся и слушателю тоже. Как там у Пабло Пикассо было? «Искусство — это исключение ненужного». Великим Латыниной, Быкову или Веллеру, чтобы творить радийное искусство лишнее в виде соведущих и создаваемых ими тематических рамок точно не нужно.
Любопытно, что этот жанр формирует и еще один удивительный процесс — абсолютно естественным образом он селектирует аудиторию. Тот же «Один» Быкова почти сразу превратился в клуб интеллектуалов, где вопросы слушателей с каждым эфиром задают передаче всё более высокую планку.
Таким образом, этот уникальный жанр на основе синергии эффектов талантливого ведущего, прямого радиоэфира и безумной отдачи эховской аудитории генерирует сразу несколько эфирных феноменов. Нужно также понимать, что роль ведущего имеет решающее значение в том, насколько удачным будет результат, насколько будет достигнута эта незримая степень доверительности и, вследствие этого, привязанности к его передаче. Для ведущего это не просто амбициозная задача, дерзкий вызов — для него это еще и титанический труд. Не все новые ведущие будут справляться, что естественно. Но Венедиктов явно что-то нащупал и, похоже, будет копать эту тему дальше.
В любом случае, появление таких авторских передач — вот по-настоящему грандиозное событие. Ибо именно они являются важнейшим достижением, вершиной эволюции любого разговорного радио. >>
Поделиться с друзьями:
Категория: Комментарии
Просмотров: 3 806
22:51 || 20 октября 2015
Автор: Игорь Горбунов
Выход скандального интервью Венедиктова МК откладывается
Как стало известно, газета "Московский комсомолец" уже вторую неделю не публикует интервью с Алексеем Венедиктовым. По словам помощницы Венедиктова Леси Рябцевой, интервью выйдет в любом случае, возможно, даже в......
13:31 || 22 июня 2015
Еженедельный обзор EchoNews #11: «Эхо глазами Кремля»
И что бы там ни говорили про мнимую оппозиционность Венедиктова и его журналистов, про Эхо как проект Кремля, сам главный редактор и его первый зам занимают заслуженное место если не в колонке «антипутинистов», то где-то на ближайших подступах к ней.......
19:14 || 25 января 2015
ПЛЮЩЕВ УВОЛЕН С ЭХА МОСКВЫ - ИНТЕРФАКС
"Эхо Москвы" по требованию "Газпром-медиа" уволило ведущего Плющева за неэтичное поведение, сообщает агентство Интерфакс. Александра Плющева уволила личным распоряжением гендир "Эха" Екатерина Павлова.......
17:22 || 6 ноября 2014
Сайт Эха в период турбулентности
Понятно, что в приоритете у Рувинского и Венедиктова – действующее законодательство. Обиженных блоггеров можно пережить, а вот недовольство Роскомнадзора – вряд ли.......
14:13 || 29 марта 2014
Мнение слушателя: Эхо Москвы - замшелая радиостанция, не отвечающая вызовам времени
"...все радио кроме "Эха" посвятили свои эфиры вчерашним беспорядкам на Манежной. Оказалось, для "Эха" такого события вчера не было. Господин Венедиктов, вы что? Несмотря на воскресенье и проплаченные эфиры про автомобили и путешествия, нельзя сегодня было весь день не говорить о том, что было вчера. Потому что это событие - вроде путчей 1991 и 1993 годов, вроде Курска, вроде дефолта"...
1:15 || 13 декабря 2010
Венедиктов подведет итоги года 27 декабря
Алексей Венедиктов выйдет в двухчасовой прямой эфир в ближайшее воскресенье 27 декабря. В вечерний прайм-тайм сначала прозвучит "Суть событий" - политические итоги, а затем "Без посредников" - разговор о работе радиостанции. Данный эфир вызывает повышенное внимание, поскольку......
23:18 || 25 декабря 2009
2016 © DataLife Engine