Увидеть Эхо - 3 (Часть III: 17 минут с Алексеем Венедиктовым)
Сперва попробую описать весьма навязчивое ощущение, которое долго не покидало в течение разговора с Венедиктовым. Когда слушаешь человека по радио на регулярной основе на протяжении многих лет подряд, во-первых, очень сильно к нему привыкаешь, во-вторых, начинаешь узнавать его по едва заметным на первый взгляд деталям. И вот, казалось бы, я вижу и общаюсь с этим человеком живьем всего второй раз в жизни, но при этом наперед знаю о нем все, в том числе, о ходе его мыслей (по крайней мере, так мне казалось). Я вполне определенно знал, КАК он будет отвечать на мои вопросы: где «врубит» дипломатичность и уклонится от прямого ответа, а где разоткровенничается и даже поделится каким-нибудь инсайдом. Именно поэтому я шел к Венедиктову скорее за фактами и новостями – уж их предсказывать пока, я думаю, еще никто не научился.
Поскольку за пару дней до моего визита в кабинет главного редактора «Эхо Москвы» на том же самом месте за его столом сидел лидер «России молодой», депутат Госдумы господин Мищенко, захотелось начать именно с выяснения реакции Венедиктова на антиэховские акции этого движения. Алексей Алексеевич разразился небольшим спитчем на тему культуры пикетов (проведение которых он всячески приветствует) как важного элемента гражданского общества. Попутно, кстати, выяснилось, что Новый Арбат является президентской трассой, поэтому не до конца понятно, на каком основании румоловцам вообще было выдано разрешение проводить на этой улице свои демонстрации. Венедиктов при этом уточнил, что «Эхо» умышленно не стало поднимать этот вопрос, так как это могло бы привести к запрету всех пикетов «по кругу». Касательно требований ребят из Румола запретить на «Эхе» Новодворскую, Проханова и иже с ними, главред «Эха» предельно категоричен: «Мы никогда не будем диктовать нашим гостям, ЧТО им говорить. Мы не будем корректировать наших гостей, если это впрямую не нарушает законодательство РФ и Конституцию». При этом Венедиктов подчеркнул, что не изменил своей позиции по книге «Mein Kampf».
Как вы уже знаете, Венедиктов совершенно обезоружил наивного Мищенко своим весьма дружелюбным приглашением его в прямой эфир передачи «Клинч» для того, чтобы новоиспеченный депутат мог поспорить лично с Новодворской. Безмозглый молодняк из Румола, проводивший свои провокационные пикеты под окнами редакции «Эхо Москвы» ожидал явно противоположной реакции – какого-нибудь раздражения или в лучшем для них случае агрессии со стороны сотрудников «Эха». Но получили то, против чего боролись – эфир на «Эхе». Наверное, для многих из них, включая Мищенко, это стало первым примером того, насколько парадоксальна жизнь.
Поскольку раззадорить главного редактора «Эхо Москвы» «острыми» вопросами про акции Румола не очень-то получилось, пришлось перейти к более проблемному и, к сожалению, больному вопросу пранка в эфире радиостанции. Ход мыслей по теме Алексея Алексеевича интересно проследить в динамике диалога, отрывок из которого приведу дословно.
- Проблема пранка, Алексей Алексеевич. Вы сильно-то её не комментируете…
- Я не комментирую, потому что это та же самая история, что и с Румолом. Как мы не комментировали их пикет две недели до тех пор, пока он не закончился.
- Но этот пикет не повлиял на ваш эфир ни коим образом. Пранк влияет на ваш эфир достаточно сильно. Пикуленко уже без звонков.
- Это его право…
- Вы звонки сейчас в «Без посредников» берете также очень мало. Я Вас слушал неделю назад – Вы их вообще не брали, причем принципиально.
- Да, да, я их наказываю таким образом.
- Вы этим наказываете не их…
- Я этим наказываю их.
- … а слушателей.
- Ничего подобного. Они выстраиваются, и сидят на телефонных трубках и ждут, пока я возьму телефон. А я их обманываю. Вот так и будет. Это же новое явление – пранк. Мы не знаем, что с этим делать. Почему наши слушатели должны выслушивать мат в эфире. Вот объясните мне. Ладно, там профессиональный ведущий, который может реагировать, может не реагировать. Как я скажу. Скажу реагировать – будут реагировать. Скажу не реагировать – не будут реагировать. Напишу инструкцию – будут действовать по инструкции. Почему наши слушатели все это должны выслушивать? Этот товар мы не продаем! Мы ЭТИМ товаром не обслуживаем наших слушателей.
- Я это понимаю. Вопрос в чем: есть ли пути-выходы из этой ситуации?
- Нет, на сегодняшний день науке это не известно. Я знаю, что три человека поимели с милицией разговор, после чего они стали совсем левыми…
- Есть один пранкер, я его знаю, он у нас в Екатеринбурге живет. Я с ним как-то общался, достаточно давно уже. Я спрашивал его про смысл того, чем они занимаются. Что им от этого надо. Внятно человек ответ сформулировать не может.
- А какая разница? Значит еще раз: я думаю не о пранкере, а о тех тысячах слушателей, которые слушают в этот момент эфир. Мне надо делать эфир.
- Но передачи они портят. Сильно очень.
- Я могу Тамразова вообще на запись поставить. И от этого передача не потеряет нисколько. Но они мне уже предложили сотрудничество, эти пранки. Предложили мне сделать передачку, как они разыгрывают звезд. Я над этим думаю
- Ну это, кстати, интересно.
- Я над этим думаю. Но где гарантия того, что это не есть двойной розыгрыш?
- Что они не будут у вас в эфире хулиганить?...
- Нет, не в этом дело. Что это будут не те звезды, ну и так далее. Я знаю, что есть действительно на Западе масса розыгрышей известных политиков, звезд, журналистов. И на здоровье. Мы такие случаи знаем. Но это не делается с руганью, это делается весело и смешно.
- Это делается остроумно. А у них остроумия нет в принципе.
- А тогда зачем мне это в эфире? Ну вот я, получив смс от людей, представившихся пранкерами, пока над этим думаю.
- Просто меня почему эта тема волнует… Ведь они добиваются своих целей.
- А какая у них цель?
- Не знаю, какая цель…
- Ну а как же вы говорите, что они добиваются своих целей, если не знаете, какая у них цель?!
- Правильно. Но эфир они портят в том плане, что звонки все-таки исчезают из передач.
- Хорошо, а когда звонки идут с матом, это эфир они не портят?! Они портят эфир в любом случае.
- Я тоже думал над этим. И не вижу, какой может быть выход.
- Вот поэтому я отношусь к этому философски…
- Просто меня расстраивает сильно…
- Ничего не могу сделать. И никто не может. То есть на самом деле, конечно, можно. На самом деле, если покряхтеть, поднять ФСБ по дружбе, найти их. Ну и что? Мелкое хулиганство? 200 рублей? Ну найдем, мы их найдем, вы не волнуйтесь! Или мне что, охрану Газпрома послать так, чтобы их потом не нашли?!! (пауза)
- Понимаю.
- Все может быть.
- А что дальше? Если они в другие передачи пойдут? В «Развороты»?
- Они и ходят в «Развороты».
- Там ведь телефон не отменишь.
- Там не отменишь. Они ходят в «Развороты». Но это вопрос такой… Нет пока универсального ответа. Тем более сейчас новый пранк пошел. Они уже не хамят – они выстраивают придуманные истории. Это другой пранк. И как идентифицировать эти истории? То есть решения нет. Ну нет и нет, подумаешь…
- Может, они сами отвянут как-нибудь?
- Ну отвянут и отвянут, не отвянут и не отвянут.
На том и порешили, и перешли далее к разговору о конкурентах, в первую очередь – о совсем новом Коммерсант ФМ.
«Я не считаю, что формат Коммерсант ФМ является конкурентным формату «Эхо Москвы». Это не разговорная станция, а информационная» - сразу снял все вопросы главред «Эха».
Уже по хорошей традиции Алексей Алексеевич распечатал мне свежие (на тот момент) рейтинги КОМКОНа по объемам ежедневных аудиторий московских радиостанций за апрель 2010 года.
Как видим, уже упомянутый Коммерсант ФМ кавалерийским наскоком завоевал свою первую сотню тысяч слушателей. Но нас, конечно же, интересует больше судьба «Эхо Москвы», а для того, чтобы её проследить, нужно пройтись по списку от «Коммерсанта» почти на добрых полсотни строчек вверх. И тут, вот он сюрприз, он же подарок к грядущему юбилею станции, очередное обретение миллионного слушателя в столице! Понятно, что цифра 1 002 000 слушателей весьма условна (плюс/минус), но важно то, что, во-первых, это принесло почетную вторую (!) строчку в рейтингах, во-вторых, подобных значений объема аудитории «Эхо» последний раз достигало в 2006 году. На самом деле, впечатляющий результат.
Кстати, пока Алексей Алексеевич распечатывал мне рейтинги, попутно он поведал о своих планах сменить в ближайшее время концепцию «Утреннего разворота». «Конкретного решения нет, но, скорее всего, это будет возвращение к парам мальчик-девочка» - сказал Венедиктов. На высказанные мною опасения о том, что решение это выглядит не самым удачным в свете тех калек на эховский эфир с парным ведением ведущих разных полов, которые сделали уже почти все московские станции, Венедиктов ответил уверенно: «Не надо бояться. Я знаю, что вы имеете в виду, и мы сделаем по-другому. Но мальчик-мальчик одного веса – не работает».
На мой следующий вопрос о блогах на сайте «Эха» вообще, и о Мише Самарском, в частности, Алексей Алексеевич полностью сослался на свою заместительницу Наргиз Асадову, как ответственную за данную «сферу», несколько возмутившись при этом: «Я не знаю, кто такой «Миша Самарский». Может, это Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы, я не знаю! Может, это Козьма Прутков пишет, откуда я знаю?! Может, Путин за него пишет?! Может, и блоггер, который там у нас сейчас стоит на первой позиции, тоже придуман!».
Алексей Венедиктов и Ольга Журавлева
Последнее, что успевал спросить у главного редактора «Эхо Москвы» - о планах празднования 20-летнего юбилея радиостанции. Венедиктов сказал, что планируется награждение 20-ти информационных лидеров каждого года (по человеку на каждый год вещания), которое ориентировочно состоится в середине сентября 2010 года. На этой позитивной ноте я совершенно наглым образом с разрешения владельца утащил со стола Венедиктова значок «Эхо Москвы» себе на память, и покинул редакцию практически самой популярной радиостанции Москвы. >>
Алексей Венедиктов и Игорь Горбунов (EchoNews), август 2007г.
Алексей Венедиктов и Игорь Горбунов (EchoNews), май 2010г.
© EchoNews. 2010
«Тина пришла на Болотную»
Интерес к визиту Канделаки на митинг в Москве связан именно с тем, что пришла телеведущая, не скрывавшая своего голосования в пользу Единой России неделю назад, вместе с Алексеем Алексеевичем, уточнявшим, что лично он пришел на Болотную как наблюдатель. Через пару часов уже в эфире собственной радиостанции Венедиктов объяснял, зачем лояльную режиму Канделаки он повел на антиправительственный митинг.......
23:42 || 11 декабря 2011
Увидеть Эхо - 4 (Часть V: Утренний разворот: секреты изготовления)
...Когда Тоня предлагает свои темы и идеи, Плющев, если ему не нравится, с показным равнодушием отвечает одной из фраз: «Совсем не круто», «Нифига подобного», «Глупо спрашивать слушателей об этом» и т.д. Когда Тоня очень старательно раскручивает и мотивирует достойную по её мнению тему обсуждения, Плющев опять же довольно небрежно бросает: «Ты аргументы свои оставь для эфира»....
17:02 || 1 ноября 2010
Увидеть Эхо - 4 (Часть III: Владимир Варфоломеев)
«Ну а то, что Венедиктов ходит в Кремль – так это его работа. Я бы не смог – мне было бы неприятно пожимать руки этим людям. На то есть главный редактор» - Владимир Варфоломеев эксклюзивно для EchoNews......
22:26 || 10 октября 2010
Увидеть Эхо - 3 (Часть II: 10 минут с Наргиз Асадовой)
Наргиз Асадова – не самая публичная фигура на радиостанции «Эхо Москвы», у нее сравнительно немного передач («48 минут», чисто клубный полуночный проект «Братья» и периодические «Дневной разворот» и «Особое мнение»), однако, степень, а скорее даже уровень её влиятельности как на процессы внутри «Эха», так и на главного редактора Алексея Венедиктова, пожалуй, трудно переоценить. Об этой влиятельности EchoNews подробно писал в 2007 году в статье «Время фавориток». Скептический тон тех...
21:41 || 29 июня 2010
Увидеть Эхо - 3 (Часть I: По ту сторону эфира)
За неделю до очередного своего визита в Москву на Новый Арбат 11 я слушал передачу «Без посредников» с Алексеем Венедиктовым. Эфир тот показался мне каким-то депрессивным и оставил, в целом, тяжелый груз на сердце. Звезды как-то складывались все против «Эха Москвы» и, главное, я не увидел на это привычной задорной контрреакции главного редактора, демонстрировавшего не то апатию к происходящему, не то смирение. Судите сами. И лучшие журналисты уходят на другие станции (тогда, напомню, обсуждался...
9:38 || 28 июня 2010
2016 © DataLife Engine