История одного эфира
К списку претендентов на лучший эфир 2011 года, который EchoNews определит в декабре, можно добавлять еще одного кандидата. Это эфир гениальной передачи «Русский бомбардир» на Эхе, который 18 марта в пятницу как обычно проводили столь же гениальные Василий Уткин и Антон Орехъ. Меня как человека, слушающего Эхо уже почти 10 лет и весьма пресыщенного разного рода радийными фокусами, сложно уже чем-то удивить или заставить что-то из эфирного продукта станции хвалить совершенно безоговорочно. Но передача «РБ» - это именно та уникальная веешь, которой можно только восхищаться и с точки зрения исключительности продукта разговорного радио, и с точки зрения нетривиальности и нелинейности ведения его Уткиным и Орехом, и много еще с каких других позиций.
Вообще, должен заметить, что на Эхе существует вполне четкое разделение всех программ на два лагеря: на попсовые и клубные. Первые продвигаются широким фронтом, вторые – в абсолютном загоне. Попса в данном случае – это не что-то замыленное и избитое в том негативном смысле, в каком принято употреблять этот термин. Просто это тот эфирный продукт, который ставят в прайм, который ориентирован на широкие массы слушателей (то есть по определению должен быть интересен каждому включившему приемник), который наряду с этим также является основным инструментом завоевания рейтингов и внимания рекламодателей и т.д. Все это понятно и вполне разумно для коммерческой радиостанции. «Утренний разворот», являющийся наиболее типичным примером того, о чем я говорю, полностью соответствует все перечисленным критериям попсового проекта, что однако совсем не делает его плохим. Хотя у такого рода передач и есть свои, так скажем, риски и, как следствие, некоторые слабые стороны. Например, в таких передачах реже идут на эксперименты и решительные перестановки, поскольку на карту поставлено больше, чем в других менее рейтинговых передачах. Неудавшийся эксперимент с введением мужских пар ведущих в «Утренние развороты», довольно быстро свернутый, тому в подтверждение.
Есть и еще один нюанс – попсу больше рекламируют и активней продвигают самыми разными средствами: от настойчивых эфирных самореклам до вкрадчивых, но все таких же недвусмысленных упоминаниях «нужных» фамилий и названий главным редактором в эфире и личном твиттере. Одни имена в исключительно позитивных контекстах звучат из уст Венедиктова чуть ли не каждый эфир «Без посредников», другие – менее фаворитные, но не менее того заслуживающие – дай бог, чтобы раз в пятилетку, да и то с подачи какого-нибудь случайного слушателя. Плюс блоги передач на сайте, трансляции Сетевизора в шапке сайта и т.п. – все они продвигают одних и тех же «героев». Редакция таким образом вполне недвусмысленно и сознательно доводит до сведения слушателей, что, мол, вот это НАДО слушать, читать и смотреть, а вот на это условно «фуфло» внимание можете не обращать.
На самом деле, вопрос продвижения отдельных передач весьма тонок и щепетилен, ибо определяет многое, в том числе и мотивацию самих ведущих делать хорошей свою передачу. Да и вообще, делать – Артемий Троицкий, как известно, закрывая свою передачу на Эхе и уходя на Финам ФМ, в качестве одной из причин своего поступка обиженно указывал на то, что его передача желаемой эфирной поддержки, даже хотя бы в виде редких самореклам, не имела.
Однако то, что передачу «Русский бомбардир» запихнули в глубокую пятничную ночь, а распечатки ее эфиров хоть и делают, но на морду сайта Эха не кидают, и отыскать их сможет лишь весьма страждущий и при этом опытный юзер, не делает творение Уткина и Ореха менее гениальным и выдающимся.
На Эхе, вообще, существует довольно много таких передач, которые принято называть клубными. Большинство из них ведутся хоть и очень профессионально, но весьма шаблонно. Иногда это бывает скучно. На примере того эфира «РБ» от 18 марта 2011г. я и хотел бы рассмотреть, насколько круто и не скучно подходят к своим 40 минутам эфирной славы два главных политических паразита Эха Москвы. В их незатейливой передаче нетривиально все - начиная даже с первых слов приветствия.
Паясничество и фиглярство на этом только начинаются и далее уже выступают в качестве аккомпанемента к упражнениям в красноречии и сарказме. Поскольку Орехъ и Уткин – люди не просто хорошо информированные (сложно, пожалуй, быть другими на новостной радиостанции), но еще и действительно умные ребята, им явно без труда и дешевых потуг (как у некоторых на Эхе вещающих в более рейтинговые эфира часы), а даже с присущими филигранностью и изяществом удается мастерски играть словами и даже провоцировать друг друга на забавные микроконфликты. Со стороны Ореха там, правда, больше театрального подыгрывания, а вот Василий, похоже, иной раз возмущается вполне искренне и шумно – одергивает, порой, Ореха, чтоб тот не перебивал его, да и вообще часто бывает вспыльчивым и жестким в выражениях. В том эфире от 18 марта он, например, неслабо так проходится по заму главреда «Известий» за фразу «внешний наезд» в отношении России – мол, она хоть понимает, что внутренних наездов не бывает?! Орехъ в таких эпизодах обычно выступает в роли адвоката жертв Василия, пытаясь довольно мягко сменить тему и сбавить тем самым его пыл.
Антон Орехъ и Василий Уткин после утреннего эфира на Новом Арбате,
сентябрь 2009, фото plushev.com
Отдельного упоминания заслуживает особое искусство подбирать ведущими ракурсы для казалось бы уже сто раз обсужденных тем и формулировать вопросы к ним. Подобного рода хитро завернутые вопросы вызывают такую реакцию слушателей, какая даже самих ведущих повергает не в недоумение – в шок. В сочетании с их небанальной и остроумной реакцией на них все это дает исключительный результат на выходе. Судите сами.
В отличие от всех скучнейших дневных и большинства таких же утренних «Разворотов», умные Уткин и Орехъ придумывают для своего эфира следующую формулировку вопроса: «Японцев бог за что наказал?». В меру провокативно, в меру цинично и в меру изобретательно, чтобы разбудить неуемную фантазию и креативность в меру ненормальной (как всегда) эховской аудитории. Далее следует два гениальных звонка от слушателей.
Далее находится еще один слушатель, который делится еще большими откровениями – раскрывает Уткину и Ореху позицию Господа бога по кредитам:
Причем, казалось бы, ловкие Уткин и Орехъ ничего такого особенного не сделали – придумали и задали слушателям безобидный вопрос, затем столь же безобидно раскрутили дозвонившихся – но как это все подстегнуло воображение слушателей!
Произошло именно то, чего как ушей собственных не видать, за некоторыми исключениями, хваленым ведущим многочисленных разрекламированных «Разворотов» - неожиданное развитие темы. То, что темы в привычных передачах Эха развиваются по наиболее ожидаемому и предсказуемому сценарию – признак стагнации. Слушать, когда знаешь наперед, какие вопросы задаст ведущий и какие ответы он получит от известной либеральной эховской аудитории – неинтересно. Интересны неожиданные и нелинейные развития тем, а делать это блистательно умеют скорее те ведущие, которых не хвалит регулярно главный редактор и распечатки программ которых не вешаются на главную страницу интернет-гордости радиостанции Эхо Москвы. >>
Читайте также: все новости с участием Василия Уткина
Вообще, должен заметить, что на Эхе существует вполне четкое разделение всех программ на два лагеря: на попсовые и клубные. Первые продвигаются широким фронтом, вторые – в абсолютном загоне. Попса в данном случае – это не что-то замыленное и избитое в том негативном смысле, в каком принято употреблять этот термин. Просто это тот эфирный продукт, который ставят в прайм, который ориентирован на широкие массы слушателей (то есть по определению должен быть интересен каждому включившему приемник), который наряду с этим также является основным инструментом завоевания рейтингов и внимания рекламодателей и т.д. Все это понятно и вполне разумно для коммерческой радиостанции. «Утренний разворот», являющийся наиболее типичным примером того, о чем я говорю, полностью соответствует все перечисленным критериям попсового проекта, что однако совсем не делает его плохим. Хотя у такого рода передач и есть свои, так скажем, риски и, как следствие, некоторые слабые стороны. Например, в таких передачах реже идут на эксперименты и решительные перестановки, поскольку на карту поставлено больше, чем в других менее рейтинговых передачах. Неудавшийся эксперимент с введением мужских пар ведущих в «Утренние развороты», довольно быстро свернутый, тому в подтверждение.
Есть и еще один нюанс – попсу больше рекламируют и активней продвигают самыми разными средствами: от настойчивых эфирных самореклам до вкрадчивых, но все таких же недвусмысленных упоминаниях «нужных» фамилий и названий главным редактором в эфире и личном твиттере. Одни имена в исключительно позитивных контекстах звучат из уст Венедиктова чуть ли не каждый эфир «Без посредников», другие – менее фаворитные, но не менее того заслуживающие – дай бог, чтобы раз в пятилетку, да и то с подачи какого-нибудь случайного слушателя. Плюс блоги передач на сайте, трансляции Сетевизора в шапке сайта и т.п. – все они продвигают одних и тех же «героев». Редакция таким образом вполне недвусмысленно и сознательно доводит до сведения слушателей, что, мол, вот это НАДО слушать, читать и смотреть, а вот на это условно «фуфло» внимание можете не обращать.
На самом деле, вопрос продвижения отдельных передач весьма тонок и щепетилен, ибо определяет многое, в том числе и мотивацию самих ведущих делать хорошей свою передачу. Да и вообще, делать – Артемий Троицкий, как известно, закрывая свою передачу на Эхе и уходя на Финам ФМ, в качестве одной из причин своего поступка обиженно указывал на то, что его передача желаемой эфирной поддержки, даже хотя бы в виде редких самореклам, не имела.
Однако то, что передачу «Русский бомбардир» запихнули в глубокую пятничную ночь, а распечатки ее эфиров хоть и делают, но на морду сайта Эха не кидают, и отыскать их сможет лишь весьма страждущий и при этом опытный юзер, не делает творение Уткина и Ореха менее гениальным и выдающимся.
На Эхе, вообще, существует довольно много таких передач, которые принято называть клубными. Большинство из них ведутся хоть и очень профессионально, но весьма шаблонно. Иногда это бывает скучно. На примере того эфира «РБ» от 18 марта 2011г. я и хотел бы рассмотреть, насколько круто и не скучно подходят к своим 40 минутам эфирной славы два главных политических паразита Эха Москвы. В их незатейливой передаче нетривиально все - начиная даже с первых слов приветствия.
Паясничество и фиглярство на этом только начинаются и далее уже выступают в качестве аккомпанемента к упражнениям в красноречии и сарказме. Поскольку Орехъ и Уткин – люди не просто хорошо информированные (сложно, пожалуй, быть другими на новостной радиостанции), но еще и действительно умные ребята, им явно без труда и дешевых потуг (как у некоторых на Эхе вещающих в более рейтинговые эфира часы), а даже с присущими филигранностью и изяществом удается мастерски играть словами и даже провоцировать друг друга на забавные микроконфликты. Со стороны Ореха там, правда, больше театрального подыгрывания, а вот Василий, похоже, иной раз возмущается вполне искренне и шумно – одергивает, порой, Ореха, чтоб тот не перебивал его, да и вообще часто бывает вспыльчивым и жестким в выражениях. В том эфире от 18 марта он, например, неслабо так проходится по заму главреда «Известий» за фразу «внешний наезд» в отношении России – мол, она хоть понимает, что внутренних наездов не бывает?! Орехъ в таких эпизодах обычно выступает в роли адвоката жертв Василия, пытаясь довольно мягко сменить тему и сбавить тем самым его пыл.
Антон Орехъ и Василий Уткин после утреннего эфира на Новом Арбате,
сентябрь 2009, фото plushev.com
Отдельного упоминания заслуживает особое искусство подбирать ведущими ракурсы для казалось бы уже сто раз обсужденных тем и формулировать вопросы к ним. Подобного рода хитро завернутые вопросы вызывают такую реакцию слушателей, какая даже самих ведущих повергает не в недоумение – в шок. В сочетании с их небанальной и остроумной реакцией на них все это дает исключительный результат на выходе. Судите сами.
В отличие от всех скучнейших дневных и большинства таких же утренних «Разворотов», умные Уткин и Орехъ придумывают для своего эфира следующую формулировку вопроса: «Японцев бог за что наказал?». В меру провокативно, в меру цинично и в меру изобретательно, чтобы разбудить неуемную фантазию и креативность в меру ненормальной (как всегда) эховской аудитории. Далее следует два гениальных звонка от слушателей.
Далее находится еще один слушатель, который делится еще большими откровениями – раскрывает Уткину и Ореху позицию Господа бога по кредитам:
Причем, казалось бы, ловкие Уткин и Орехъ ничего такого особенного не сделали – придумали и задали слушателям безобидный вопрос, затем столь же безобидно раскрутили дозвонившихся – но как это все подстегнуло воображение слушателей!
Произошло именно то, чего как ушей собственных не видать, за некоторыми исключениями, хваленым ведущим многочисленных разрекламированных «Разворотов» - неожиданное развитие темы. То, что темы в привычных передачах Эха развиваются по наиболее ожидаемому и предсказуемому сценарию – признак стагнации. Слушать, когда знаешь наперед, какие вопросы задаст ведущий и какие ответы он получит от известной либеральной эховской аудитории – неинтересно. Интересны неожиданные и нелинейные развития тем, а делать это блистательно умеют скорее те ведущие, которых не хвалит регулярно главный редактор и распечатки программ которых не вешаются на главную страницу интернет-гордости радиостанции Эхо Москвы. >>
Читайте также: все новости с участием Василия Уткина
Поделиться с друзьями:
Категория: Комментарии
Просмотров: 10 120
19:06 || 3 апреля 2011
Автор: Игорь Горбунов
Метки: Утренний разворот Уткин
Радзиховский считает Коммерсант ФМ абсолютно свободным радио
Известный публицист Леонид Радзиховский в минувшую пятницу высказался по поводу радиостанции Коммерсант ФМ, где он также, помимо Эха, периодически высказывается и комментирует актуальные новости. При этом сам ЪФМ он называет......
16:09 || 15 января 2012
Эхо, которое поет
Всю прошедшую праздничную неделю ведущие Эхо Москвы, которым выпало работать, когда все отдыхают, очевидно, проводили в приподнятом настроении. Иначе как еще объяснить их живые "выступления" в прямом эфире. Как ни странно, мужчины в этом плане оказались более раскрепощенными, так что пели в основном они. Задал тон в ночь.......
23:20 || 9 января 2012
В продолжение дискуссии об интервью мэра Собянина Эху Москвы
Читая ту массу «политических комплиментов» в адрес столичного мэра, что сыпались несколько дней после его визита на Эхо, не можешь отделаться от впечатления, что он давал заказное интервью улыбчивым и доброжелательным ведущим Первого канала, а не провокативным и прямолинейным журналистам Эхо Москвы. Случилось то, чего допустить было никак нельзя......
14:55 || 21 февраля 2011
Венедиктов прокомментировал ситуацию по "Русскому бомбардиру"
Программа «Русский бомбардир», которую ведут Антон Орехъ и Василий Уткин, нуждается «в рихтовке». Об этом заявил вчера главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. «Она, действительно, не встала, потому что......
15:32 || 2 декабря 2010
Бизнес-FM в Новогоднюю ночь подвел неформальные итоги работы своих журналистов
Радиостанция «Бизнес-FM» собрала все ляпы и оговорки своих ведущих за прошедший год, представив их в специальном репортаже в Новогоднюю ночь. На столь оригинальную самоиронию «Первое деловое радио» отважилось чуть ли не впервые. Только в Новогоднюю ночь на Бизнесе можно было услышать......
1:08 || 3 января 2010
2016 © DataLife Engine