"Первая экскурсия по Первому деловому" (часть III: Автор идеи - Дмитрий Солопов о том, как начиналось радио Бизнес-FM) [ЭКСКЛЮЗИВНО для EchoNews]

Когда я зашел в кабинет к Дмитрию Солопову в офисе Коммерсант ФМ, меня просто разрывало внутри от любопытства и нетерпения: наконец-то я задам волнующие уже много месяцев вопросы о возникновении Бизнес ФМ, его сотрудниках и каких-то внутренних историях, о переходе на Коммерсант ФМ, наконец… Как появилась идея создания БФМ и кто ее реализовывал? Кто пришел первым на БФМ: Бегларян или Богданов, и вещало ли радио (во что сейчас трудно поверить) когда-то без них, то есть без профессиональных биржевых аналитиков в штате? Кто придумал фразу «Держитесь курса» и что она значит? Шанс получить ответы на эти и другие вопросы у самого первоисточника – возможность, о которой можно только мечтать.

Таким образом, логичным выглядит завершить "Первую экскурсию по первому деловому", организованную EchoNews/bfm, кратким экскурсом в прошлое радиостанции. Лучше, чем её первый главный редактор, пожалуй, вряд ли кто-то сможет об этом рассказать.

"Первая экскурсия по Первому деловому" (часть III: Автор идеи - Дмитрий Солопов о том, как начиналось радио Бизнес-FM) [ЭКСКЛЮЗИВНО для EchoNews]


На первый взгляд, невероятно, но автор идеи и один из создателей, по сути, биржевой радиостанции, сам по отношению к фондовому рынку является абсолютным дилетантом. И не стесняется признавать это, поскольку считает, что в его профессии гораздо важнее другие навыки и знания. Солопов постоянно делает упор в сторону высококачественного маркетинга и продюсирования своих проектов. По его мнению, должность главного редактора станции – это скорее по своей сути что-то ближе к генеральному продюсеру, поскольку грамотная продажа и позиционирование своего продукта не менее важны, чем, собственно, его создание. И здесь Солопову очень пригождается опыт его работы в рекламном бизнесе.

О создании и первых годах вещания Бизнес ФМ его бывший главред вспоминает с гордостью и легкой ностальгией.

- Я начну с Бизнес ФМ. Раз Вы занимались созданием этого проекта, насколько я понимаю…

- Абсолютно верно. От начала и до конца.

- Так вот, когда я писал о БФМ, один человек с этой радиостанции сказал мне, что у меня совершенно неверное представление. Мол, все, что я пишу о том, что Бизнес ФМ – это заслуга Дмитрия Солопова, мало соответствует действительности. Вопрос в чем: как это все происходило, это действительно команда делала? То есть, давайте вот так тогда вопрос поставлю: чья была идея изначально, и кто эту идею претворял в жизнь?

- Ну по поводу слов господина с Бизнес ФМ бессмысленно комментировать, потому что он в рамках своего положения попросту не в состоянии оценить какие-то вещи. Это не интересно. А Бизнес ФМ начиналось следующим образом. Был февраль или январь 2006 года.

- Это за год до запуска, получается?

- Совершенно верно. Я тогда работал коммерческим директором на радио СИТИ ФМ вместе с Мишей Эдельманом. Мы тогда уже плотно дружили с Даней Купсиным. Когда я говорю «мы», я имею в виду еще и Егора Альтмана - моего партнера по бизнесу. Егор тогда работал в «Московских новостях». Даниила Купсина, собственно, сделали генеральным директором «Московских новостей», когда пришел там Третьяков… Вот это происходило. Ну было понятно уже тогда, что на платформе «Московских новостей» ничего дельного особо не получится. Первое: по причине фигуры Третьякова, который не только не хотел, но и не был в состоянии делать какие-либо изменения. А второе: ну настолько инертный бренд, что играть с ним было бессмысленно.

- Да, он загибающимся уже был, наверное.

- По деньгам он был абсолютно загибающимся. По аудитории – тоже довольно серьезно загибающимся. В общем, ловить там было нечего. В конце 2005 года, когда СИТИ ФМ делало позиционные исследования, я обратил внимание, что при высокой мотивации получения у аудитории экономической информации, ни одна радиостанция не отражает удовлетворениям этого мотива. Нужно еще вспомнить, что такое 2005 год в радио. В этом году только-только появилось СИТИ ФМ.

- По-моему, это было первое радио, которое работало в формате сменяющихся информационных блоков каждые 15 минут…

- Совершенно верно. Не было ни Бизнеса, ни Коммерсанта, ни Вестей, не было Доренко еще на РСН. Было Эхо Москвы лучезарное, да? И все, по большому счету.

- Единственный момент, который возникает сразу, это радио «Новости онлайн», которое в принципе что-то подобное пыталось делать. Хотя оно совсем недолго просуществовало. Делал это опять же Корзун. И мне абсолютно не понятно, почему радиостанция не смогла себя реализовать, хотя она, по сути, начинала то же самое делать: новости круглосуточно и с частой повторяемостью...

- Всему свое время, я думаю так. Ну и неоднократно во многих интервью говорил, что информационное радио – это проект высокого везения и высокой выдержки. Ну вот, и когда я обратил внимание на эту вилку, на этот высокий мотив употребления определенной информации, что при этом ни одна из станций не реализует – это называется «ниша». Причем идеальная совершенно по всем законам. Собственно говоря, мы сидели в январе, мне позвонил Юрий Федутинов и сказал: «Дима, привет, мы решили продать «Арсенал». Нет ли у тебя покупателя?». Я это рассказал Дане и Егору. И Даня спросил: «А что мы будем там делать?». Я ему ответил, что будем делать бизнес-радио. Я не помню, прозвучало ли тогда это слово «Бизнес ФМ». Будем делать деловую станцию, потому что есть такая ниша. Потом Купсин продал эту идею Аркадию Гайдамаку, мы купили радио «Арсенал», начала собираться команда. Чтобы было понятно, такие персонажи, как Андрюша Вишневский, Илюша Копелевич, Максим Васильков – они появились только к осени того года, они уже приходили на постановку задач. Первым на радиостанции появился Женя Ревзин, потом он пригласил Вишневского и Копелевича, стала собираться команда и так далее, так далее, так далее. Поэтому, конечно, человеку, который резал пленки, ему там кажется, при чем здесь…

- Ну Копелевич, извините, сейчас главным редактором стал?

- Илюшу, да, назначили главным редактором. Я говорю сейчас про Макса Василькова.

- Ну хорошо, то есть…

- Вот, кратко, история возникновения Бизнес ФМ.

- А кто, кстати, придумал фразу, которая рефреном идет…

- «Держитесь курса»…

- Да.

- Мы, когда сидели, думали, что какая-то должна быть фраза. На самом деле, она не должна быть, это некие изящества… А фразу «Держитесь курса» придумал Миша Гуревич, который являлся одним из кандидатов на должность главного редактора. Я сейчас рассказываю вещи, которые вообще никогда не рассказывал…. И просто он тогда очень сильно был занят на РБК. Он предложил кандидатуру своего друга Жени Ревзина. Но в начальной стадии формирования радиостанции он был в рабочей группе, участвовал в тусовках, совещаниях на эту тему, мозговых штурмах. И он придумал эту фразу. «Держитесь курса».

- И что она значит? Что вкладывалось в смысл?

- Двойное значение. Будьте с нами, держитесь курса, но «курс» в нашем языке имеет два значения. Поэтому вот, держитесь правильного курса, делового, что-то такое… Она получилась неплохо эмоционально. Мне кажется, это удачный такой сапслоган, как мы его называем.

- Да, и у «Коммерсанта» Вы такого уже не сделали.

- Нет, ну я этого не сделал сознательно. Ну, я так полагаю, про «Коммерсант» еще будет много вопросов?

- Конечно.

- Я просто стараюсь сделать Коммерсант ФМ более живой радиостанцией. Без всяких слоганов, поменьше…

- Автоматизма, да?

- Да, да. Потому что «Бизнес» - это радиостанция очень внешне стройно выстроенная, там все так по полочкам разложено. Это не догмат. Радиостанции могут быть разными.

- Просто Вы говорите, что заметили эту нишу незанятую…

- Я объясню. Мы сидели в офисе СИТИ ФМ. С Мишей Эдельманом, с Сашей Герасимовым – нынешним главным редактором СИТИ. И там у вас идет табличка. Первый листик – это интересы слушателей по темам. А второй – это образы радиостанций, соответствующие тем или иным темам. И это очень видно. Просто если два листика наложить: дискуссии – Эхо Москвы, новости – Эхо Москвы, бизнес-информация – ни одна из существующих радиостанций. Очень просто.

- Сейчас, когда смотришь на это по прошествии трех лет, кажется, ну настолько это очевидно, что ниша была не занята. Вот сейчас без Бизнес ФМ вообще невозможно представить новостной радиоэфир. Более того, сейчас даже многие это дело копируют. Даже тот же СИТИ ФМ больше биржевой информации стали давать.

- Я скажу Вам, что до появления Бизнес ФМ ни одна радиостанция не произносила котировок. И была гигантская дискуссия, в которой нынешний главный редактор Бизнес ФМ всех усиленно уговаривал, что невозможно произносить так много цифр по радио. Сергей Львович Корзун уважаемый тоже уговаривал нас: невозможно произносить так много цифр по радио. Я настоял, чтоб это сделали. И через год все радиостанции стали произносить цифры по радио. И как-то совершенно нормально.

- А, кстати, роль Корзуна в создании Бизнес ФМ. Он ведь тоже причастен?

- Безусловно. Сергея Львовича мы пригласили приблизительно в июле 2006 года, могу ошибаться. И роль его большая, потому что у Сергея гигантский опыт, навык. По прошествии полугода вещания «Коммерсанта» я считаю, что мне его не хватает в команде, потому что Сергей умеет делать некоторые вещи, которые мало, кто умеет делать. В частности, стиль ведущих, эта манера ведения, которая появилась на Бизнес ФМ – это во многом его работа. Потому что Сергей – блестящий ведущий, но он еще умеет людей как-то научить, объяснить задачу и так далее.

- Я просто хотел еще немного поглубже уйти, по поводу «Эха» вопрос задать. Это такой достаточно темный момент – Вы же на «Эхе» работали, у Вас была передача? Как долго работали и что делали?

- Я на «Эхо» пришел в 1993 году. Тогда «Эхо Москвы» находилось на Никольской улице, в двух комнатах, внизу была студия и наверху была редакция, был длинный коридор, где почему-то все стояли, курили и так далее. Я пришел и предложил делать еженедельную программу о нобелевских лауреатах. Минут пять, по-моему - тогда это считалось страшно коротким форматом. Сегодня это очень длинный. Эта программа выходила еженедельно, и смысл ее был очень простой, я делал её с одним своим товарищем. Мы говорили о нобелевских лауреатах, начиная с 1990 года. Потом я стал репортером на «Эхо Москвы». А так получилось, что я стал репортерствовать больше по военной тематике. Потом Андрей Александрович Черкизов предложил мне сделать программу «Марсианские хроники» - военное обозрение еженедельное. Вот я её и делал. И потом Владислав Дорофеев, который тогда был руководителем репортеров в еженедельнике «Коммерсантъ» - это нынешняя «Власть», предложил мне написать пару вещей. Это был 96-й год. И потом Андрюша Васильев предложил мне совсем уйти в еженедельник «Коммерсантъ». И я это принял, потому что там было крайне интересно. А одновременно я в 1996 году познакомился со своим партнером по бизнесу нынешним Егором Альтманом, и в этом же году мы открыли рекламное агентство. В 99-ом я туда ушел полностью. Так что я вообще не журналист, а менеджер-бизнесмен. >>

продолжение разговора с Дмитрием Солоповым о его новом радио Коммерсант ФМ последует
Поделиться с друзьями:
Категория: Бизнес-FM
Просмотров: 5 728
20:49 || 12 декабря 2010

Историю создания Business FM опишут в книге

Историю создания Business FM опишут в книге
Главный редактор издательства "Альпина Паблишерз" Сергей Турко вчера на своей странице в Фейсбук проанонсировал скорый выход книги "Хулиганы в бизнесе: История создания Business FM"......
9:58 || 23 марта 2012

Исследование радио Коммерсант ФМ (II оценка)

Исследование радио Коммерсант ФМ (II оценка)
Первое исследование радио Коммерсант ФМ было проведено год назад в период запуска радиостанции. Представляю вашему вниманию список материалов, собранных и подготовленных в рамках второй оценки радиостанции спустя год после начала ее вещания. Коммерсант FM 93,6 I. ЪФМ: взгляд изнутри: >> http://www.echonews.ru/2011/01/15/viewing-kommersant-fm.html - экскурсия по редакции радио новостей II. Первые лица эксклюзивно для EchoNews: >> http://www.echonews.ru/2010/12/20/solopov.html -...
9:00 || 18 марта 2011

"Первая экскурсия по Первому деловому" (часть I: БФМ: взгляд изнутри)

...Полагаю, подобная закрытость редакционной политики радио Бизнес ФМ была избрана умышленно в силу обострившейся в последние годы конкуренции на отечественном рынке информационных радиостанций. Такая ситуация больше характерна для государственных СМИ (а мы знаем, что Копелевич ранее работал в структурах холдинга ВГТРК) и, как правило, порождает массу слухов и стереотипов, что на пользу самому медиа не идет. Тем интереснее, впрочем, было найти лазейки и попасть в «засекреченную» редакцию...
21:01 || 23 ноября 2010

До конца этого года на EchoNews

До конца этого года на EchoNews
1. «Увидеть Эхо – 4» (в пяти частях): 4.1 Премия «Информационный лидер года» 4.2 Прием в честь 20-летия «Эха» 4.3 ВВ эксклюзивно для EchoNews 4.4 ААВ эксклюзивно для EchoNews 4.5 «Утренний разворот»: секреты изготовления + bonus: анализ эфира «Эха» в дни захвата заложников на Дубровке в 2002 г. с публикацией эфиров из архива станции 2. «Первая экскурсия по Первому...
15:40 || 24 сентября 2010

Коммерсант-FM открывает "Дело на миллион"

Коммерсант-FM открывает
Радиостанция Коммерсант ФМ запустила на минувшей неделе весьма амбициозный проект под громким названием «Дело на миллион». Суть проекта проста: радиостанция отдает в доверительное управление компании «Пилгрим Эссет Менеджмент» 1 миллион рублей, освещая процесс и результаты управления в ежедневных кратких отчетах в 11:50 (мск) и четверговом почти часовом обсуждении после 20:00 (мск). Первое, что приходит в голову: способности «Коммерсанта» под копирку переделывать на своей частоте программы...
22:56 || 11 июня 2010
О проекте